Венесуэла
Борьба за изменение правил и сохранение
собственной модели развития
Построение многополярности выступает в качестве одного из ключевых внешнеполитических императивов Боливарианской Республики Венесуэла, которая имеет одну из наиболее давних традиций обращения к многополярному миру. Первое упоминание этого термина датируется 1998 г. и непосредственно связано с президентом Уго Чавесом, который еще до своего прихода к власти указал на то, что мировое устройство в XXI в. будет многополярным.

Венесуэльский дискурс о многополярности увязывается сразу c несколькими несколькими устоявшимися внешне– и внутриполитическими идеологемами. К таковым можно отнести, во-первых, идею “Великой Родины”, приписываемую Симону Боливару, стремившемуся к объединению южноамериканских государств и к их большей независимости от США. Таким образом, характерной чертой венесуэльской трактовки многополярного мира является ярко выраженная антигегемонистская направленность, концептуальное наполнение которой менялось в последние годы.

Так, в середине 2010-х руководство Венесуэлы поместило в основу своей внешнеполитической доктрины теорию “фундаментального неподчинения” аргентинского социолога Марсело Гульо, гласящую, что все успешные примеры построения суверенитета государств являлись результатом их неповиновения доминирующему идеологическому порядку. В более современных доктринальных документах республики прямые отсылки к теории отсутствуют, однако в качестве цели декларируется “демонтаж колониальной системы имперского господства”.
Помимо общей антигегемонистской направленности, стремление к многополярному миру соотносится также и с тенденциями внутреннего развития боливарианской республики.

Так, идея о многополярности становится во главу угла венесуэльской внешней политики одновременно с происходящим в стране в середине нулевых годов процессом “национальной реконструкции” и идейной трансформацией общественных и государственных институтов.
Кроме того, венесуэльский взгляд на многополярный порядок предполагает конкретных акторов. В качестве таковых в Венесуэле рассматривают отдельные цивилизационные общности, региональные группы и многосторонние платформы, а также блоки за пределами американоцентричных структур.

В контексте давления со стороны США для Каракаса становится особенно актуально примыкание к другим великим державам, имеющим схожее видение американоцентричного порядка, прежде всего, к России и Китаю. Так, Москва рассматривается в качестве одного из ключевых соперников Запада и связанных гегемонистских структур, в то время как Пекин позиционирует себя одновременно как антиимпериалистическую державу, а также развивающееся государство Глобального юга.

Хоть диверсификация внешнеполитических партнеров и сближает венесуэльский подход к многополярности с взглядом других стран региона, боливарианский подход представляется гораздо более бескомпромиссным, поскольку предполагает “ассиметричную войну” c империализмом.

Made on
Tilda